В имущественных видах страхования заключению договора обязательно предшествует стадия осмотра имущества. Осмотр позволяет не только убедиться в наличии самого предмета страхования, но и проанализировать культуру производства.

Первое свое задание о проведении предстрахового осмотра (андеррайтинг) было мною получено в далеком 2008 году. В те годы я еще только мечтал стать андеррайтером и работал начальником отдела оперативного маркетинга, и занимался анализом рынка, конкурентов, открытием и закрытием офисов продаж и пр.

Мои коллеги, корпоративщики, нашли клиента по страхованию птицы (куриц). Собственники находились в Екатеринбурге, а сама птицефабрика в Кургане. В 2008 году страховые компании крайне осторожно относились к страхованию птиц по причине эпидемии птичьего гриппа. В России об этом заболевании как раз стало широко известно именно в это время. Учитывая, что по договору страхования птичий грипп входил в перечень заболеваний, следовало убедиться каким образом на птицефабрике проводятся защитные мероприятия.

Итак, задание было получено. До объекта фотосессии предстояла дорога более 360 км (пять с половиной часов на машине). Ничего неожиданного не предвещалось. В голове представлялся образ светлого цеха, где полным-полно куриц, белые стены и чистота. Реальность удивила!

Первым чем встретила нас птицефабрика – это был пропускной пункт. Любой автомобиль заезжающий на территорию должен был проехать через углубление в земле со специально обработанным опилом в целях обеззараживания колес. Мне же был выдан видавший виды синий халат, в котором и пришлось щеголять…

Самое удивительно было дальше. Никаких птичников на территории видно не было. Вся территория была заросшей какими-то кустарниками, среди которых виднелись приземистые сооружения барачного типа, покрашенные известкой. Это и были производственные корпуса! Птица содержалась в этих полуразвалинах в абсолютной темноте. Наш визит был летом и в это время в помещениях стояла невыносимая жара и соответствующий запах, по причине отсутствия вентиляции. Но больше всего меня поразило то, в каких условиях живут бедные курицы. Представьте длинный зал с клетками в три ряда и в высоту в три-четыре уровня. Сами клетки размером 1м/0,5м/0,5м, очень небольшие. И в этих клетках курицы не ходили, они там стояли как в общественном транспорте в час пик стоят пассажиры! Из каждой клетки шли желобки, по которым скатывались яйца (готовый продукт) и по конвейеру увозились в соседнее помещение.

Далее было еще более удивительное: в помещение, куда шла линия конвейера с яйцами, работали несколько женщин, которые вручную, с помощью штампиков, маркировали яйца!!! От одной мысли, что они каждый день, стоят смену на ногах, чтобы промаркировать тысячи яиц, делается плохо, и ведь все это в 21 веке! И такой высокопроизводительный труд был во всех осмотренных мной птичниках. Вернувшись на работу моей фразой, которой я охарактеризовал визит на птицефабрику, стала следующая: «птицы живут в нечеловеческих условиях»! А самих птичек в итоге мы не застраховали, из-за отсутствия не то что культуры производства, а его самого.

Второй интересный случай с осмотром имущества произошел практически в канун 2010 года. 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС произошла авария, и для ликвидации последствий которой, в Сибирь шел поток техники и оборудования. Наши коллеги из Иркутского филиала застраховали перевозку груза — автономных дизельгенераторов. Страхователь выдвинул крайне необычное требование при страховании грузов, а именно, чтобы представитель страховой компании присутствовал на отгрузке. Поскольку груз уходил из Екатеринбурга к нам и поступила такая просьба.

В отличие от страхования имущества, при страховании грузов осмотр не выполняют. Как правило, все грузы упакованы, соответственно даже выборочный осмотр не сделать, так как будет повреждена наружная упаковка груза. В связи с этим на практике осматривается уже только поврежденный или уничтоженный груз.

Но, желание клиента – закон, и пришлось выдвигаться на базу, где происходила отгрузка. Дело было 30 декабря 2009 года. Температура за бортом в тот день упала до минус 25 градусов. С погрузкой никто не спешил, так как груз был негабаритным, и страхователь долго не мог получить разрешение от ГИБДД на проезд. В ожидании погрузки были сделаны фотографии самих генераторов, которые представляли из себя модульные вагончики, с установленным внутри них оборудованием. Причем доступ внутрь был закрыт на замок, поэтому фотосессия ограничилась только общими видами самих вагончиков.

Погрузка затянулась до четырех часов. К моменту, когда следовало подписать документ, где было указано что представитель страховщика присутствовал на погрузке и отсутствуют какие-либо замечания, отказали не только все гаджеты: фотоаппарат, телефон (на холоде они разрядились), замерзли даже шариковые ручки и акт со страхователем был подписан карандашом. Как следствие, новый год был встречен мною с простудой. В данном случае был факт потребительского экстремизма, когда клиент на все разумные и дельные аргументы о том, что осмотр здесь не целесообразен, все равно стоял на своем. Рекомендую при заключении любого договора страхования поинтересоваться у представителя страховой компании о том, что необходимо сделать чтобы заключить договор, в каком случае делается осмотр и обязательно запросите памятку действий при убытке.

26.03.2017 12:04   АНДЕРРАЙТИНГ 7   ОТКАЗ 5