Периодически в общении с клиентами возникают ситуации, когда Страхователь задает вопросы по условиям страхования, ответ на который очевиден, но при этом требует обоснования. На данном примере разберем связь страховой компании с отсутствием топлива.

Был заключен договор страхования грузов со следующими параметрами:

  • Страхователь — собственник груза;
  • номенклатура груза: продукты питания, требующие соблюдения температурного режима, масса 9000 кг;
  • страховая сумма – 2 млн рублей;
  • маршрут перевозки: Екатеринбург – Санкт-Петербург;
  • перевозочное средство – грузовой автомобиль, тип кузова – рефрижератор;
  • условие страхования: «С ответственностью за все риски» (Условие «А»), рефрижераторный риск.
  • срок транспортировки – 7 суток, так как по маршруту следования планировалась частичная разгрузка.

В процессе перевозки груза у Страхователя возникла следующая ситуация. На трассе грузовой автомобиль был остановлен сотрудниками ГИБДД в целях проверки на соблюдение требований по максимальной разрешенной массе. На весах оказалось, что хотя транспортное средство и может перевозить груз массой 9000 кг, но по осям была перегрузка, вследствие неправильной погрузки. В результате выявленного нарушения, транспортное средство было помещено на штрафстоянку, где перевозчик должен был устранить перегруз. Поскольку был застрахован скоропортящийся груз, у нашего Страхователя возник вопрос, что будет с грузом, когда в автомобиле закончится топливо и соответственно отключится рефрижераторная установка. Клиент настаивал на том, что страховая компания должна нести ответственность абсолютно за все, что может произойти с этим грузом.

Согласно Правил страхования, которые в принципе практически одинаковые у всех компаний, прописано, что страховая компания не несет ответственность в случае размещения и /или крепления грузов на перевозочном средстве с нарушением требований нормативных документов, регламентирующих перевозки по видам транспорта. Иными словами, при перегрузке транспортного средства действие страхового полиса приостанавливается до момента устранения нарушения. Но поскольку штрафстоянка охраняема, то в случае, например, кражи, выплата страхового возмещения бы последовала. Здесь клиенту надлежало уведомить страховую компанию о данном факте, сообщить полный адрес или координаты этой стоянки и направить официальное письмо с просьбой увеличить срок страхования.

Во время нахождения на штрафстоянке в автомобиле рефрижераторная установка должна работать. При страховании рефрижераторного риска, ответственность Страховщика наступает при условии остановки рефрижераторного оборудования в результате его поломки на срок не менее 24 непрерывных часов, и при условии, что груз перевозится на транспорте, оборудованном исправными устройствами записи температуры груза в пути. Применительно к нашему примеру, отключение установки по причине отсутствия топлива, не являлось бы страховым событием.

В страховании, в том числе и применительно к страхованию грузов, действует основополагающий принцип, согласно которому Страхователь обязан относиться к своему грузу так, как если бы он не был застрахован! Наш клиент должен был требовать у своего перевозчика либо правильного размещения груза в кузове, чтобы не было перегруза по осям, а при невозможности этого сделать – требовать замену транспортного средства на другое, и, в любом случае, перевозчик должен был обеспечить наличие топлива, для бесперебойной работы рефрижераторной установки. После нашей консультации Страхователь достиг компромисса со своим перевозчиком, и груз благополучно достиг пункта назначения.

Подчеркну, что при страховании груза важно соблюдать установленные нормы и требования по перевозке и креплению груза, транспортное средство должны быть в исправном состоянии. Все это находится в зоне ответственности транспортной компании, осуществляющей перевозки и не может быть переложено на страховую компанию, которая защищает груз от случайностей и опасностей в пути, а не от халатных действий перевозчиков!

27.04.2017 19:23   ВОПРОС-ОТВЕТ 2   ГРУЗЫ 1